Юбилей

В марте 2020 года Проектно-конструкторскому бюро вагонного хозяйства исполняется 70 лет

Историческая справка

По материалам исследований Центра железнодорожного наследия (АНО «НМПЦ ЖД»)

Формальным поводом для создания Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства явилось постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1950 г. №889 «Об унификации и типизации узлов и деталей паровозов и вагонов магистральных железных дорог в 1950 году».

Спустя 2 недели, с целью исполнения поставленной правительством страны задачи, Министерством путей сообщения был издан свой собственный приказ №121Ц, датированный 18 марта 1950 г., за подписью министра путей сообщения СССР Б.П. Бещева.

На момент создания, основным направлением работы бюро была унификация и типизация узлов и деталей магистральных вагонов для производства запасных частей на предприятиях промышленности СССР. В соответствии с приказом Министерства путей сообщения №121Ц был принят план разработки чертежей и нормалей (стандартов) на паровозы и вагоны, допущенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования (МПС СССР).

Первоначально бюро возглавил Константин Филиппович Серов. На тот момент штат работников Проектно-конструкторского бюро предусматривал 35 человек, а в течение последующих семи лет штат вырос до 68 сотрудников.

17 февраля 1954 года первым заместителем министра путей сообщения СССР В.А. Гарныком был утверждён новый Устав ПКБ ЦВ, согласно которому на бюро были возложены следующие основные задачи:

  • составление технико-экономического обоснования (ТЭО) по вопросам унификации деталей и узлов вагонов;
  • разработка технических условий (ТУ) и чертежей на изготовление унифицированных конструкций и указаний о порядке их применения;
  • составление ТЭО, разработка нормалей и общесоюзных стандартов по конструкции вагонов;
  • разработка проектов унификации и стандартизации узлов и деталей вагонов на базе использования новейших достижений вагоностроения, науки и техники, передового опыта стахановцев производства;
  • проверка в заводских условиях чертежей, разработанных конструкций вагонных деталей и узлов с последующей отработкой для внедрения и массового изготовления;
  • обеспечение железных дорог, заводов, депо выпускаемыми чертежами на унифицированные детали и узлы вагонов на условиях предварительных заказов;
  • составление заключений по проектам унификации, общесоюзным стандартам, и нормалям деталей и узлов вагонов.

В 1960 году приказом МПС №525г за подписью заместителя министра путей сообщения МПС В.А. Гарныка была значительно расширена сфера деятельности бюро, поставлены новые более широкие задачи, чем только вопросы унификации узлов и деталей вагонов. Появились задачи по разработке типовой технологической и нормативно-технической документации, предъявляющей единые требования к предприятиям при организации ремонта и технического обслуживания грузовых и рефрижераторных вагонов, пассажирских вагонов, транспортеров, контейнеров, вагонов специального назначения. Появились задачи по разработке технологических процессов, устройств и механизмов для предприятий вагонного хозяйства, а также по разработке целых технологических линий со всей оснасткой. Появились задачи не только по разработке, но и по изготовлению как опытных образцов своих разработок, так и серийной продукции для обеспечения нужд вагонного хозяйства.

Начальником бюро становится Григорий Иванович Осадчук.

Также в 1960 году ПКБ ЦВ выделяется территория, где бюро располагается по сей день. С получением новой территории у Проектно-конструкторского бюро появляется производственный цех (Экспериментальный цех) и свой железнодорожный путь. К 1963 году штат сотрудников составлял уже более 400 человек, 206 из которых работали в экспериментальном цехе.

В 1963 году начальником ПКБ ЦВ был назначен Константин Павлович Сизов, который сменил Г.И. Осадчука, переведённого на должность начальника отдела вагонных конструкций и заказов в ЦВ МПС.

После назначения руководителем Александра Михайловича Ножевникова в 1973 году в бюро произошли большие изменения. Был создан целый ряд новых отделов и филиалов бюро в других городах. Сформировавшаяся тогда структура без существенных изменений просуществовала до 1992 года:

  • отдел эксплуатации грузовых вагонов в г. Харькове
  • отдел ремонта и модернизации электрооборудования пассажирских и рефрижераторных вагонов в г. Риге
  • отдел сварки в г. Киеве (на базе института им. Е.О. Патона)
  • филиал ПКБ ЦВ по рефрижераторным вагонам в г. Лиски (тогда г. Георгиу-Деж)
  • филиал отдела ремонта пассажирских вагонов в г. Новороссийске

С 1979 по 1993 год должность руководителя ПКБ ЦВ занимал Юрий Степанович Подшивалов. К 1985 году общая численность сотрудников бюро составляла уже около 600 человек.

С 1960 по 1985 год, основные усилия ПКБ ЦВ были нацелены на модернизацию грузовых, пассажирских и изотермических вагонов, разработку специальных вагонов, повышение надежности колесных пар, буксового узла, тележек, автосцепки, разработку необходимых перечней нормативной и технологической документации, внедрение системы контроля надежности узлов вагонов, разработку системы предъявления рекламаций, создание технологической оснастки для ремонта и испытания главнейших узлов и деталей вагонов. Был создан комплекс вагоноремонтных машин на рельсовом и колесном ходу для подготовки вагонов под погрузку и текущего ремонта вагонов непосредственно в поездах.

С 1993 года к руководству бюро приступил Виктор Иванович Орлов. Он в значительной мере смягчил для работников ПКБ те сложности, которые возникли после распада СССР в связи с разрывом межпроизводственных связей, галопированием инфляции, отсутствием средств у предприятий, задержкой зарплат и т. д. хозяйства МПС). После организации ПКБ ЦЛ МПС (проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства МПС) из состава ПКБ ЦВ в 1994 году были выведены два отдела – «Отдел пассажирских вагонов» и «Отдел специальных вагонов», а также филиал в Новороссийске, ставший к тому времени отделом по модернизации пассажирских вагонов при капитальном ремонте.

В начале 2000-х, во время образования ОАО «РЖД» (2003 год), руководство осуществлял Анатолий Иванович Голышев, на смену которому пришёл в 2006 году Михаил Семёнович Соколовский, а затем Александр Олегович Иванов (с 2011 по 2017 год). В настоящий момент директором бюро является Александр Фёдорович Комиссаров.

В настоящее время вместе с нормативным обеспечением деятельности вагонного комплекса, перспективными направлениями работ ПКБ ЦВ на период 2020 – 2025 годов являются следующие:

  • Создание целевой модели вагонного комплекса, которая должна включать в себя: разработку и актуализацию нормативной документации в рамках полигонных технологий; актуализацию технической оснащенности производственных участков вагонных предприятий; развитие средств механизации, в том числе с использованием автотранспорта; разработку технологии устранения неисправностей мобильными комплексами; определение параметров предотказного состояния, переход от линейного метода измерения к силовому; развитие мобильных видов ремонта; регламент оснащения развития 28 сетевых и 71 региональных ППВ; создание технологии работы на малодеятельных участках; ранжирование категорий ПТО.
  • Пересмотр нормативной документации и облика инвентарного парка вагонов к 2025 году, включая работы по совершенствованию нормативных документов, направленных на содержание приписного парка ЦДИ и разработку технических требований к инновационному подвижному составу.
  • Разработка технических требований к комплектации и облику грузового вагона, а именно: – наличие индикаторов на изнашиваемых узлах и деталях; – внесение изменений в конструкторскую документацию, разработка технических требований; – дальнейшее развитие средств диагностики; – комплектация узлами и деталями, обеспечивающими работоспособность в межремонтный период.
  • Участие ПКБ ЦВ в проекте ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога».