Историческая справка | ПКБ ЦВ
Управление вагонного хозяйства
Основано в 1950 году

Историческая справка

 Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 марта 1950г. № 889 и в соответствии с приказом Министерства Путей Сообщения от 18.03.1950 № 121Ц при Главном управлении вагонного хозяйства 18 марта 1950 г. было создано хозрасчетное конструкторское бюро по унификации и стандартизации узлов и деталей вагонов. Сегодня это Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства - филиал ОАО «РЖД».

Первоначальный штат ПКБ составлял 35 человек, основная направленность работы была унификация и типизация узлов и деталей магистральных вагонов для производства запасных частей на заводах промышленности.

С годами роль ПКБ ЦВ существенно возросла, а функции были значительно расширены. Основное направление было нацелено на модернизацию грузовых, пассажирских и изотермических вагонов, разработку специальных вагонов, повышение надежности колесных пар, буксового узла, тележек, автосцепки, разработку необходимого перечня нормативной и технологической документации, внедрения системы контроля надежности узлов вагонов, разработки системы предъявления рекламаций, создания технологической оснастки для ремонта и испытания главнейших узлов и деталей вагонов. Был создан комплекс ремонтных машин на рельсовом и колесном ходу для подготовки вагонов под погрузку и текущего ремонта вагонов непосредственно в поездах.

Существенным этапом развития ПКБ стал период с 1973 по 1979 г.г. В эти годы были создан ряд новых отделов и филиалов ПКБ в других городах: отдел эксплуатации грузовых вагонов в г. Харькове, отдел Ремонта и модернизации электрооборудования пассажирских и рефрижераторных вагонов в г. Риге; отделение электросварки в г. Киеве, филиал ПКБ ЦВ по разработке технологической оснастки для ремонта рефрижераторных вагонов в г. Георгиу Дежске (г. Лиски), отделение ремонта пассажирских вагонов в г. Новороссийске.

Значительное место в работе ПКБ занимали и занимают разработки типовых технологических процессов работы вагонных депо и их производст­венных участков - вагоносборочных, тележечных, колесно-роликовых, авто­контрольных пунктов, контрольных пунктов автосцепок, пунктов техническо­го обслуживания, промывочно-пропарочных станций, разработка руководств и инструкций по ремонту и эксплуатации универсальных и специализирован­ных вагонов, автотормозного оборудования и автосцепного устройства, колес­ных пар и буксовых узлов, тележек, энергосилового и холодильного оборудо­вания пассажирских и рефрижераторных вагонов.

Большие традиции имеет ПКБ ЦВ в создании и освоении выпуска мно­гообразной технологической оснастки для ремонта вагонов. Разработаны и внедрены вагоноремонтные машины различных типов и назначений для пунк­тов подготовки вагонов, самоходные ремонтные установки для пунктов техни­ческого обслуживания вагонов, поточно-конвейерные машины для сборочных цехов вагонных депо, отделений ремонта тележек и колесно-роликовых отде­лений. Разработаны диагностические комплексы неразрушающего контроля для проверки литых деталей тележек, котлов цистерн, колесных пар и тележек сборе. Освоен выпуск разработанных в ПКБ ЦВ стен­дов для ремонта и испытания автотормозов.

После выхода из состава ПКБ ЦВ Киевского, Харьковского, Рижского филиалов, вся деятельность бюро была сосредоточена на грузовых и рефрижераторных ваго­нах.

В настоящее время в составе ПКБ ЦВ имеются следующие основные отделы:

- отдел модернизации грузовых вагонов;

- отдел технологии ремонта и эксплуатации грузовых вагонов;

- отдел информационных технологий и мониторинга технического со­
стояния вагонного парка;

- отдел по разработке и актуализации нормативно-технологической документации;

- отдел автосцепного и автотормозного оборудования;

- конструкторский отдел автоматизации и механизации;

- сектор неразрушающего контроля;

- отдел технической документации;

- экспериментальный участок нестандартизированного
технологического и диагностического оборудования;

- отдел по стандартизации и метрологическому обеспечению предприятий вагонного хозяйства

Все перечисленные структуры непосредственно связанны с разработкой нормативно-технической и проектной документации, анализом эксплуатаци­онной надежности узлов и деталей вагонов, проектированием и изготовлением технологической оснастки и нестандартизированного оборудования для нужд ремонтных участков вагонных депо и эксплуатации, внедрением средств диаг­ностики и неразрушающего контроля, организацией метрологического обеспе­чения.

За последние годы специалистами отделов проделана большая работа, направленная на улучшение технического состояния вагонного парка, повы­шение качества ремонта и эксплуатационной надежности грузовых и рефриже­раторных вагонов, обеспечение ремонтных и эксплуатационных подразделе­ний вагонного хозяйства железных дорог всей необходимой нормативно-технической документацией.

Определенный интерес, с точки зрения безопасности движения, пред­ставляет работа ПКБ по созданию альбома наличия и размещения по состоя­нию на 2003 г. приборов безопасности (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ) на участках железных дорог и перспективы размещения этих приборов с учетом доведения между ними расстояния до 25-30 км и привязкой к конкретным участкам.

В ПКБ систематически проводятся анализы состояния безопасности дви­жения в вагонном хозяйстве, в том числе нарушения безопасности из-за отка­зов в работе буксовых узлов, автотормозного оборудования и автосцепного устройства, из-за возникновения инцидентов при перевозке опасных грузов, качества плановых видов ремонта вагонов, ведения рекламационной работы, технического состояния литых деталей тележек и колесных пар. На основе этих анализов разрабатываются и реализуются предложения по повышению эксплуатационной надежности отдельных узлов и деталей и вагонов в целом.

Разработан проект модернизации тележек, предусматривающий установ­ку износостойких элементов в узлах трения (чугунный фрикционный клин, со­ставная фрикционная планка, износостойкие прокладки в зоне буксового про­ема, подпятника, износостойкий колпак скользуна), позволяющих увеличить межремонтный пробег вагонов после деповского ремонта до 160 тыс. км.

С учетом подготовленного ПКБ «Регламента Технической оснащенности производственных подразделений вагонных депо по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов» осуществляется дооснащение базовых вагонных депо и ПТО сетевого значения вагонного хозяйства.

Разработаны технологические процессы на ремонт холодильного, дизельного, электрического оборудования, и других важнейших узлов. Разработана конструкторская документация на модерниза­цию и переоборудование рефрижераторных вагонов с учетом проведения им-портзамещения узлов рефрижераторных секций постройки завода Дессау.

Пользуются спросом в вагонных депо и на вагоноремонтных заводах разработанные и изготавливаемые нашим бюро стенды для испытания воздухораспределителей после ремонта их в АКП и диагностические стенды для акустико-эмиссионного контроля боковых рам и надрессорных балок тележек.

За последние два года на эксплуатационных предприятиях вагонного хозяйства ОАО «РЖД» были внедрены технологии, которые позволили механизировать труд при проведении ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов. Такие как самоходный ремонтный модуль, мобильная автоматизированная установка для испытания тормозов вагона, стенд разборки-сборки поглощающих аппаратов, комплекс средств малой механизации при обслуживании грузовых вагонов на ПТО, ППВ.

Деятельность ПКБ осуществляется в тесном взаимодействии с учеными ВНИИЖТа, железнодорожных ВУЗов, новаторами, рационализаторами и пе­редовиками производства.



ПКБ ЦВ ОАО «РЖД», 2013-2015